(Владимирской и Суздальской епархии), основан между 1197 и 1206 гг. во Владимире кн. Всеволодом (Димитрием) Юрьевичем Большое Гнездо. Юж. и вост. границей В. Р. м. служил вал т. н. Печернего города, на западе к мон-рю примыкала резиденция князя, а также соборы Димитрия вмч. и Успения Пресв. Богородицы. В наиболее раннем описании Владимира - писцовой книге И. А. Головленкова и В. Львова 1624-1625 гг.- эта местность названа «кремлем» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. № 71. Л. 1 об.).
Мн. исследователи считают временем основания В. Р. м. год закладки каменной ц. в честь Рождества Богородицы - 1192-й (указание летописей) или 1191-й (в кладке зап. стены храма (до его разрушения в 1930) находился камень с надписью, очевидно XVII в.: «Начало Рожествена монастыря лета 6699»). Однако в летописных статьях о закладке (1192) и об освящении (1197) Рождественского храма не говорится об учреждении при нем мон-ря (ПСРЛ. М., 2001. Т. 1. Стб. 409, 413). Впервые игумен В. Р. м. упоминается в летописи под 1206 г. Под 1212 г., в некрологе вел. кн. Всеволоду, летописец сообщает: «И монастырь созда, в нем церковь камену Рождество Святыя Богородица» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 424, 437). (При описании погребения в 1175 св. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях упоминается «игумен святое Богородици Володимерьское» Феодул, к-рый привез тело убитого князя из Боголюбова во Владимир (ПСРЛ. М., 1962. Т. 1. Стб. 370; М., 1998. Т. 2. Стб. 593). Нек-рые историки, ошибочно считая Феодула игуменом В. Р. м. (он являлся, по-видимому, настоятелем владимирского Успенского собора), полагали основателем мон-ря кн. Андрея Боголюбского.)
Первое время В. Р. м. управляли игумены, между 1227 и 1230 гг. в обители была учреждена архимандрития. В 1238 г., при взятии Владимира татарами, мон-рь был разграблен и сожжен, архим. сщмч. Пахомий убит, вероятно, погибли и др. иноки (Приселков М. Д. Троицкая летопись. М.; Л., 1950. С. 316). В. Р. м. считался старшей рус. обителью до 1561 г., когда по грамоте Московского митр. св. Макария первенство перешло к Троице-Сергиеву мон-рю. В «Лествице о соборных властех» 1599 г. и «Лествице Патриарха Иоасафа I» 1635-1637 гг. В. Р. м. стоит на 2-м месте среди рус. обителей. В 1667 г. настоятелю мон-ря архим. Филарету было пожаловано право ношения скрижали на мантии, архиерейского посоха и именование «преподобнейший». К В. Р. м. были приписаны в 1682 г. Феодоровский мон-рь в вост. предместье города, в 1692 г. владимирский во имя вмч. Георгия Победоносца мон-рь.
В 1263 г. в соборе В. Р. м., в юго-зап. углу под хорами, был погребен св. кн. Александр Ярославич Невский, в 1380 г. мощи были положены «на вскрытии» в том же гробу и на том же месте. 1 июля 1697 г. мощи переложили в новую серебряную позолоченную раку, к-рую на средства Патриаршего ризничего иеродиак. Боголепа изготовил Н. М. Пшеничный «со товарищи» (в наст. время рака находится в собрании ГЭ). Гробница была поставлена у юж. двери собора, к-рая была заложена внизу, вверху обращена в окно. В февр. 1722 г. мощи были освидетельствованы Новгородским архиеп. Феодосием (Яновским) и архим. Сергием, в 1724 г. перенесены в Александро-Невский мон-рь в С.-Петербурге.
В. Р. м. пострадал от пожаров в кон. XIV в. и в 1491 г., когда «и церковь Пречистые Рожество в мон-ре внутри града выгоре», «и внутрь церкви тоя все выгоре и с людьми» (ПСРЛ. Т. 4. С. 530; Т. 6. С. 38; Т. 8. С. 221). В 1536 г. сгорела «половина монастыря».
Мн. настоятели В. Р. м. занимали епископские кафедры. Первые Суздальско-Владимирские архиереи - свт. Симон (1214/15-1226) и сщмч. Митрофан (1227-1238) - до своего поставления на кафедру управляли В. Р. м. В 1389 г. во епископа Коломенского был хиротонисан архим. В. Р. м. Павел. В 1517 г. настоятель обители архим. Геннадий стал епископом Суздальским. Настоятели мон-ря принимали участие в церковных Соборах. В 1555 г. архим. Закхей присутствовал на Московском Соборе по случаю учреждения Казанской епархии и поставления свт. Гурия Казанским архиепископом. Архим. Иоаким участвовал в Московском Соборе 1580 г., архим. Герман присутствовал на Соборе в 1584 г. В 1598 г. архим. Варлаам подписал соборную грамоту об избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова. В 1613 г. архим. Исаия первым после епископов подписал утвержденную грамоту на царство царя Михаила Феодоровича. 24 июня 1619 г. архим. Исаия участвовал в поставлении на Патриарший престол Филарета (Романова), 28 сент. 1645 г. архим. Иона - в чине венчания на царство Алексея Михайловича. На Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. архим. Филарету поручили доставить грамоту Патриарху Никону о прибытии его из Новоиерусалимского мон-ря в Москву, в дек. 1666 г. архим. Филарет присутствовал при низложении Патриарха Никона. Последние архимандриты В. Р. м.- Павел и Платон (Петрункевич) - являлись членами Святейшего Синода.
В. Р. м. посещали Патриархи Московские и всея Руси. 8 мая 1629 г., находясь «в Володимере в походе», Патриарх Филарет пожертвовал «пять колодок гвоздей луженых» для обивки бархатом «в чюдотворцове раке изнутри» (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. № 3. Л. 328 об.). Патриарх Иосиф 30 янв. 1643 г. в мон-ре «за стол» повелел дать 5 р. и нищим 10 денег (Там же. № 15. Л. 515 об.). 23 янв. 1653 г. Патриарх Никон служил в мон-ре литургию, угощал за трапезой братию и одарил ее денежной милостыней (Там же. № 34. Л. 112 об.).
Сведения о числе насельников обители до XVIII в. не сохранились. В 1701 г. во В. Р. м. жили 72 монаха, в 1715 г.- 64 насельника: архимандрит-настоятель, архимандрит на покое, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 51 монах. В приписном мон-ре во имя вмч. Феодора Стратилата насчитывалось 20 монашествующих (РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. № 68. Л. 12-13 об.). В 1741 г. в В. Р. м. значились 35 насельников, при мон-ре служили 65 чел. В обители также жили 8 отставных военных (ГА Владимирской обл. Ф. 556. Оп. 1. № 13. Л. 11 об.- 12).
В 1722 г. на территории мон-ря было открыто 1-е в городе учебное заведение - цифирная школа, где обучались 7 мальчиков.
Указом имп. Елизаветы Петровны 16 июля 1744 г. В. Р. м. в связи с образованием Владимирской епархии был упразднен и превращен в резиденцию Владимирского архиерея. С 6 мая 1788 по апр. 1798 г., когда Суздальский и Владимирский еп. Виктор (Онисимов) и все епархиальные учреждения находились в Суздале, мон-рь принадлежал «казенному ведомству» и оставался «праздным», в служебных зданиях архиерейского дома размещалась администрация Владимирского наместничества (позднее губернии). Указом имп. Павла I от 14 апр. 1798 г. Суздальскому епископу предписывалось «немедленно» вернуться во Владимир «для пребывания в... Рождественском монастыре».
Никоновская летопись в статье, сообщающей о смерти кн. Всеволода Большое Гнездо, пишет, что князь, создав В. Р. м. во Владимире, наделил его «селы, и бортми, и озеры, и реками и многим имением удоволи» (ПСРЛ. М., 1965. Т. 10. С. 65). Наиболее ранними из известных документов о пожаловании обители населенных земель являются жалованные грамоты вел. кн. Юрия Даниловича 1317-1322 гг. на с. Борисоглебское во Владимире, а также села Весское, Васильевское (Васильково) и Улолское в Суздале (РГАДА. Ф. 248. Оп. 1. № 126. Л. 392 об., 397; АСЭИ. М., 1964. Т. 3. № 86). В кон. XIV - нач. XV в. св. кнг. Евдокия (в иночестве Евфросиния) дала В. Р. м. села Арбузово во Владимире и Баскаково в Суздале (РГАДА. Ф. 248. Оп. 1. № 126. Л. 390, 396; ГВСМЗ ОР. Вкладная книга В. Р. м. № В-5636/511. Л. 10 об.). В 1-й пол. XV в. вел. князья Василий I Димитриевич и Василий II Васильевич пожаловали В. Р. м. мельницу на р. Рпень, села Новгородское, Горицы и Ильинское близ Владимира (РГАДА. Ф. 248. Оп. 1. № 126. Л. 375 об., 393, 393 об.; Вкладная книга. Л. 9 об.). В XVI в. были пожалованы вел. кн. Василием III Иоанновичем высокорецкие деревни и починки, царем Феодором Иоанновичем Новгородские луга по р. Рпень у Владимира и с. Шахово Московского у. Царь Михаил Феодорович на поминание матери старицы Марфы Иоанновны дал вотчину в Курмышском у. и благовестный колокол (Вкладная книга. Л. 11-13). Согласно переписным книгам 1678 г., за В. Р. м. числилось 1613 дворов в Московском, Владимирском, Юрьев-Польском, Суздальском и Муромском уездах; кроме того, мон-рю принадлежали вотчины в Алатырском, Казанском, Курмышском, Симбирском и Шацком уездах (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. № 488. Ч. 1).
Начиная с XVI в. В. Р. м. получал значительные вклады деньгами, вещами и продуктами. Царь Иоанн IV Васильевич по казненным и убитым в опричнину «опальным» людям дал в обитель 1150 р. и 10 ногайских кобылиц, поминальный вклад по царице Марии Темрюковне составил 70 р. В 1605 г. царь Борис Годунов пожертвовал 150 р. Колокол весом 300 пудов пожаловал в мон-рь в 1636 г. царь Алексей Михайлович. В 1678 г. царь Феодор Алексеевич «дал во святую церковь плащаницу большую». Крупными вкладчиками были Ростовский митр. Иона, передавший в 1606/7 г. в мон-рь вещей и денег на сумму 1750 р., Рязанский и Муромский архиеп. Варлаам, пожертвовавший обители в 1616/17 г. 500 р., Н. Пушкин (в иночестве Нифонт), вклад к-рого составил 600 р., архим. Троице-Сергиева мон-ря Викентий, Патриарший ризничий иеродиак. Боголеп, окольничий Н. И. Акинфов (Там же. Л. 11 об., 12 об., 14, 21 об.- 23 об., 25, 30-33 об., 66 об.- 69 об., 70 об.- 73 об., 74 об.- 81 об.).
В описи монастырского архива имеется упоминание о несохранившейся жалованной ружной грамоте обители царя Иоанна IV 1576/77 г., предписывавшей «давать на чюдотворцев канун меду на год по пяти пуд» (Там же. Ф. 248. Оп. 1. № 126. Л. 375 об.). В XVII в. архимандрит с братией получали «панихидные» 35 р. 7 алтын 3 деньги, на освященный мед за 5 пудов - 2 р. 20 алтын.
В 1741 г. денежные доходы мон-ря составляли 703 р. 90,5 к., хлебные доходы - 611 четв. Из этих денег 35 монахам и жившему в обители белому духовенству выдавалось 175 р. и 175 четв. хлеба, 65 служителям-бельцам- 98 р. 56 к. и 455 четв. и 6 четвериков хлеба, находившимся в мон-ре на пропитании 8 военным - 103 р. 97,5 к., 38 четв. 2 четверика хлеба. В доход Коллегии экономии мон-рь собирал 830 р. 20 к. и 515 четв. ржи, овса, пшеницы, ячменя, гороха и гречи (ГА Владимирской обл. Ф. 556. Оп. 1. № 13. Л. 10 об.- 12).
Согласно описи степенных мон-рей 1653 г., насчитывала 93 книги. Наиболее древние из них - списки XV в. Октоиха, Скитского патерика и Творений прп. Дионисия Ареопагита. Историческую ценность представляет вкладная книга мон-ря, написанная мон. Симеоном Златописцем в 1684/85 г., при архим. Иосифе (ГВСМЗ ОР. № 511).
Часть рукописных и старопечатных книг монастырской б-ки после 1917 г. хранилась в собрании ГВСМЗ. Книги, происходящие из В. Р. м., имеются и в др. рукописных собраниях России. В Лаврентьевской летописи, к-рую большинство ученых считают копией Владимирского летописного свода 1305 г., на 1-м листе имеется запись XVI - нач. XVII в.: «Книга Рожесвенского монастыря Володимерьскаго» (РНБ. F. IV. 2), по мнению А. Н. Насонова, именно во В. Р. м. мон. Лаврентий составлял свою летопись, здесь же была написана Троицкая летопись. В кон. XVI в. настоятель В. Р. м. архим. Иона (Думин) вложил в обитель крупное собрание рукописных книг, в т. ч. список Воскресенской летописи (ГИМ. Син. № 144) и список «Книги степенной царского родословия» (РГАДА. Ф. 381. № 346). На одном из списков Владимирского летописца имеется запись о принадлежности его В. Р. м. (ГИМ. Син. № 793), список Царской Софийской I летописи принадлежал в XVIII в. приказным стряпчим мон-ря (ГИМ. Увар. № 248). В описи книг степенных мон-рей указано, что в обители помимо Степенной книги имелось 5 «летописцов», «гранограф», «книга царственная» и «книга греческая царственная».
В. Р. м. связан с историей рус. агиографии. До 1214/15 г. игуменом мон-ря был свт. Симон, один из авторов Киево-Печерского Патерика. Вероятно, во В. Р. м. в 80-х гг. XIII в. была создана первоначальная редакция «Повести о житии Александра Ярославича Невского». К соборному прославлению блгв. князя в 1547 г. по благословению Московского митр. св. Макария инок В. Р. м. Михаил создал службу святому и «Слово похвальное благоверному великому князю Александру». Пространную редакцию жития и службы св. князю написал архим. Иона (Думин), он же составил собрание сочинений прп. Максима Грека. В XVII в. архим. Викентий переделал редакцию Жития архим. Ионы. Мон. Михаил помимо службы св. Александру Невскому написал службу св. Константину Муромскому и дополнил службу святым Петру и Февронии Муромским.
Опись архива В. Р. м. XVIII в. фиксирует ок. 170 актов XIV - нач. XVII в. Значительная часть документации В. Р. м. утрачена. К 2004 г. сохранилось ок. 60 подлинных и копийных текстов, бо́льшая часть вотчинных документов XVII-XVIII вв. хранится в фонде «Грамоты Коллегии экономии» РГАДА, нек-рые источники XVI-XVIII вв. в составе фондов др. архивов Москвы и С.-Петербурга.
Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы XII в. представлял собой одноглавый 4-столпный 3-апсидный храм с хорами. Длина его составляла ок. 20,5 м, ширина - 15,2 м, толщина стен - 1,2 м. Фасады, разделенные на 3 прясла сложнопрофилированными пилястрами с полуколоннами, оканчивались закомарами и имели по одному окну в верхнем ярусе, на зап. фасаде - еще 2 небольших окна внизу для освещения внутреннего пространства под хорами. Центральную апсиду освещали 3 щелевидных окна, боковые апсиды имели по одному окну. По стенам апсид тянулись тонкие полуколонны: 4 на средней апсиде, по 2 на боковых, вверху проходил аркатурно-колончатый пояс. Колонны пилястр венчались резными капителями с лиственным орнаментом. На уровне хоров храм опоясывал городчатый с поребриком фриз. 3 входа в собор были украшены перспективными порталами с гладкими колонками и резным архивольтом. Орнамент капителей этих колонок и обломов архивольта не имеет аналогов в др. белокаменных храмах владимиро-суздальского зодчества. Профили порталов по сравнению с др. храмами сер. и кон. XII в. упрощены и сближаются с суздальским собором в честь Рождества Богородицы XIII в.: последний облом архивольта опирался не на полуколонку с капителью, а на прямоугольный блок с орнаментальной лентой. Считается, что собор не имел изобразительных рельефов на фасадах. Однако, вероятно, убранству храма принадлежали белокаменные фигурные водометы (со звериной лапой на боковой грани, с растительным орнаментом и человеческой рукой), опубликованные Н. А. Артлебеном, а также фрагмент круглой скульптуры (грифон с вздыбленным крылом), обнаруженный во время раскопок в 1997-1999 гг. Внутри храма столпы крещатой формы поддерживали световой барабан и соединяли подпружные арки друг с другом и со стенами, на стенах им отвечали плоские лопатки.
В 1219 г. собор был заново освящен, что могло быть связано с его росписью. Вероятно, тогда были сделаны пристройки из кирпича-плинфы, найденные при раскопках в 1997-1999 гг., когда были обнаружены фундаменты и основания галерей из белого камня, к-рые имели с юж. и, по-видимому, сев. сторон небольшие круглые пристройки (типа певниц). Внутри и вблизи галерей обнаружен обширный некрополь: ок. 30 погребений, 17 из них в белокаменных саркофагах XII-XIV вв., прочие датируются XVI-XVIII вв.
В XVII в. собор и галереи перестраивались. В 1678 г. архим. Троице-Сергиева мон-ря Викентий (впосл. архимандрит В. Р. м.) пожертвовал 100 р. «на строение каменной паперти с полатками, что у трапезы», с к-рой Н. Н. Воронин, К. Н. Тихонравов и Артлебен отождествляли перестроенные из кирпича галереи собора, сохранявшиеся до сер. XIX в. в виде одноэтажной паперти с запада и разновысотных «палаток» с юга и севера. К юго-зап. углу примыкала также 2-ярусная башня шириной в одно прясло. В зап. стене собора были пробиты на месте окон еще 2 большие арки, древний белокаменный портал с резным архивольтом и капителями вынут и встроен в зап. паперть. Сев. портал также был превращен в большую арку. Вероятно, в 1681 г. собор был увенчан 5 главами, покрытыми черепицей, с железными золочеными крестами. После пожара в 1683 г. архим. Викентий в продолжение неск. лет обновлял интерьер собора: были созданы новые местный и деисусный ряды иконостаса, архим. Викентий пожертвовал в собор 12 месячных Миней, 12 праздничных икон, 13 разных икон в 3 киотах, образ Божией Матери «Знамение», дорогие ткани на «ризное украшение».
Согласно переписной книге В. Р. м. 1701 г., в пятиглавом Рождество-Богородицком соборе помимо главного престола были 2 придела: во имя вмч. Георгия Победоносца в юж. галерее и в честь Рождества Христова - на хорах и в юго-зап. башне, соединявшейся с хорами. На месте пребывания в соборе мощей св. кн. Александра Невского после 1723 г. была поставлена «на вид гроба» железная крашеная решетка с натянутым на нее раскрашенным холстом, на холсте положен образ св. князя, писанный на атласе. На стене помещалась икона Божией Матери «Знамение» XVI в. в драгоценном уборе (ныне в ГВСМЗ), под ней в киоте - икона св. Александра Невского с частицей мощей.
После ремонта храма в 1785 г. боковые главы и одна из пристроенных ранее «палаток» были разобраны, собор стал вновь одноглавым. После пожара в 1770 (или в 1781) г. ок. 10 лет собор оставался без иконостаса и икон. В 1799-1800 гг. в храме установили новый 3-ярусный резной иконостас, изготовленный служащим владимирского архиерейского дома Н. Серёгиным, иконы написал диакон суздальской Богоявленской ц. Е. Михайлов. После ремонта 1800 г. Рождественский и Георгиевский приделы в соборе не упоминаются. Между 1805 и 1815 гг. в юж. галерее храма был устроен придел во имя св. кн. Александра Невского.
С 1843 г. из-за аварийного состояния собора богослужения в нем не совершались. При посещении Владимира в авг. 1858 г. имп. Александр II Николаевич повелел восстановить храм в древнем виде. На возобновление собора император пожертвовал 40 тыс. р., столько же дали частные лица, 10 тыс. р.- Святейший Синод. Епархиальный архит. Артлебен и губ. архит. Д. А. Корицкий составили проект и выполнили обмер храма - единственные сохранившиеся свидетельства о древнем здании. Артлебен предложил не ломать храм, а реставрировать с сохранением плана, фундамента и немногих уцелевших древних частей (вост. пары столбов, участки белокаменной кладки на фасадах) и восстановить утраченные детали по аналогиям. В 1859-1861 гг. были разобраны стены. При строительстве и облицовке стен использовались частично старый кирпич и белый камень. Внутреннее убранство храма было выполнено по эскизам Артлебена, настенные росписи принадлежали боголюбовскому иконописцу И. Шорохову, иконы написал московский худож. Н. Г. Степанов.
22 июля 1869 г. состоялось освящение Рождество-Богородицкого собора. После перестройки это был одноглавый 4-столпный 3-апсидный белокаменный храм с 3-членным делением фасадов на прясла, завершенные полуциркульными закомарами. Пластика апсид и барабана, профили закомар, цоколя и пилястр выполнены по аналогии с др. храмами XII в. во Владимире. Фасады были опоясаны городчатым с поребриком поясом, к-рый подняли несколько выше, чем обычно. В нижнем ярусе окна были устроены не только на зап. фасаде, но и на 2 других. В порталах использованы древние резные камни архивольта и капителей, и по их шаблону изготовлены новые. После перестройки собора в нем сохранялась рака св. Александра Невского. Вероятно, это был деревянный гроб, поставленный в правой части собора. В «Описи имуществу, принадлежащему Рождественскому монастырю и хранящемуся во дворе указанного монастыря» 16 авг. 1922 г. значится «деревянное надгробие, стоящее на месте, где был похоронен Александр Невский (в виде ящика)» (совр. местонахождение гробницы неизвестно).
В 1879 г. при соборе начало работу просветительско-миссионерское братство во имя блгв. кн. Александра Невского.
В сев. линии ограды В. Р. м. находилась каменная трапезная церковь, впервые упомянутая в писцовой книге 1624-1625 гг., в нек-рых документах она именуется крестовой. В переписной книге 1701 г. впервые назван престол церкви - во имя Св. Троицы, а также уточняется, что «на церкве шатер каменный». В 1763 г. трапезная церковь уже именовалась Христорождественской, в 1791 г. была перестроена, вместо шатра поставлена «глава чешуйчатая деревянная». Согласно описанию Рождественской ц. 1800 г., в ней находились «архиерейское место с балдахином... Два амвона, один архиерейский с кафедрой, а другой диаконский» (ГА Владимирской обл. Ф. 565. Оп. 1. Д. 421. Л. 6-7). В описи 1805 г. Рождественской ц. упомянут находившийся за левым клиросом «образ в киоте резной Александра Невского с мощами... в оном образе означенные мощи вставлены в серебряный футляр без подписи» (Там же. Д. 427. Л. 9). В 1814 г. эта икона находилась в приделе Александра Невского в Рождество-Богородицком соборе (Там же. Д. 426. Л. 55).
В 1825 г. в Христорождественском храме был освящен придел в честь Иверской иконы Божией Матери в память принесения ее и Владимирского образа во Владимир и в Муром в 1812 г. После значительной перестройки храма по проекту архит. Артлебена Владимирский архиеп. св. Феофан Затворник освятил церковь 2 февр. 1866 г. Новый золоченый резной иконостас был выполнен по рисункам Артлебена, иконы написаны московским худож. Степановым. После пожара 1896 г. иконостас был отремонтирован, живопись поновлена, деревянный пол заменен каменным, 17 дек. 1896 г. состоялось освящение храма. В нач. XX в. в Рождественской ц. находилась еще одна памятная рака св. Александра Невского, с частицей мощей и изображением св. князя на крышке. В сент. 1920 г. имущество мон-ря, в т. ч. «рака с частицей мощей», было передано в приходскую Троицкую ц., куда перешел служить последний настоятель В. Р. м. архим. священноисп. Афанасий (Сахаров). Эта рака 2 окт. 1923 г. попала в Успенский собор. В наст. время частица мощей св. Александра Невского из нее пребывает в соборе, в др. золоченой раке, на сев. стороне центрального нефа.
С 1886 г. в помещении под Христорождественской (крестовой) ц. располагалось древлехранилище братства св. Александра Невского, где находились памятники церковного искусства, рукописи, старопечатные книги. В древлехранилище поступило большое количество предметов из ризницы В. Р. м.: 2 серебряных вызолоченных блюда для освящения хлебов работы западноевроп. мастеров XVII в. (ныне в ГВСМЗ), 2 серебряных дискоса нач. XVII в.- вклад Ростовского митр. Ионы (Думина) (ныне в ГВСМЗ), серебряное с позолотой кадило в виде одноглавого храма - вклад 1663 г. царя Алексея Михайловича (ныне в ГВСМЗ), 5 напрестольных крестов XVII в.- вклады царя Михаила Феодоровича, Патриарха Филарета, семьи М. Я. Черкасского, а также Н. И. Акинфова и стольника Ф. В. Шилова, серебряная вызолоченная панагия XII в. с образом вмч. Димитрия Солунского, украшенная жемчугом и «червчатыми» камнями (ныне в ГВСМЗ), богато украшенная панагия с Нерукотворным образом Спасителя - вклад Веррийского митр. Аверкия 1631 г., деревянный потир XVII в. с живописными изображениями Спасителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя, а также восьмиконечного креста с орудиями Страстей Христовых, позолоченные рипиды - вклад 1590 г. Вологодского архиеп. Ионы (Думина), серебряная с позолотой водосвятная чаша - поминальный вклад 1600 г. кн. И. Шуйского. Среди памятников шитья примечательны шелковая пелена с изображением св. Александра Невского, вышитым золотом и серебром,- вклад 1612/13 г. Прасковьи Соловой, 2-й супруги царевича Иоанна Иоанновича (ныне в ГВСМЗ), покров на гробницу Александра Невского сер. XVII в. (ныне в ГРМ), покров 70-90-х гг. XVII в. работы строгановской мастерской г. Сольвычегодска (ныне в СПГИАХМЗ), покров, изготовленный в московской мастерской боярыни А. П. Бутурлиной,- ее поминальный вклад в мон-рь 1710 г. (ныне в ГРМ).
В сев. линии ограды В. Р. м. над св. вратами находилась шатровая ц. во имя св. кн. Александра Невского, устроенная, по-видимому, бывш. Ростовским митр. Ионой (Думиным) в 1607 г.; к 1797 г. Александро-Невская ц. была упразднена. В 1694-1695 гг. при больничных кельях на юж. стороне мон-ря была построена ц. во имя св. Иоанна Предтечи на средства москвича И. Ф. Евстигнеева, похороненного под алтарем храма; позднее храм не упоминается. Ц. во имя мучеников Фотия и Аникиты появилась в обители в сер. XVIII в., стояла к северу или к востоку от собора, однако, возможно, существовала ранее, т. к. на плане мон-ря 1715 г. в этом месте обозначен некий малый храм. В 1763 г. церковь упоминалась как «неслужащая», в 1800 г. разобрана. В ризнице В. Р. м. хранились написанные на железе иконы Вседержителя и Благовещения Божией Матери из этого храма.
В 1654 г. владимирские посадские люди В. А. Хмылов и С. И. Пузов построили каменную 3-ярусную шатровую колокольню к юго-западу от собора. В 1763 г. на ней было 13 колоколов, в 1800 г.- 11, в 1814 г. и позже - 8 колоколов. На средства Хмылова и Пузова также были сооружены каменные кельи. До сер. XVII в. келейные корпуса и хозяйственные службы В. Р. м. были деревянными. В 1659 г. были сооружены сев. служительские (экономические, или казенные) каменные кельи, в 1681 и 1689 гг. на средства архим. Викентия - юж. каменные братские и больничные корпуса, вост. келейный корпус, часть к-рого в 1750-1789 гг. и после 1800 г. занимали Владимирская ДС и консистория (к 2004 сохр. в перестроенном виде).
Ограда мон-ря до 1700 г. была деревянной. В древности, когда существовали крепостные валы и рубленые стены на валах, ограда мон-ря с юж. и вост. сторон находилась ниже валов, внутри насыпи; в 1719 г. ограда внутри насыпи сгорела и была поставлена новая на валах. В 1700-1701 гг. часть ограды с сев. и зап. сторон была отстроена в камне. Каменные сев. св. врата, очевидно построенные в 1607 г. вместе с надвратной Александро-Невской ц., были расписаны сценами Страшного Суда, на выступах изображены владимирские чудотворцы и вмч. Димитрий Солунский (вкладная книга упоминает о росписи св. врат в 1637 и «в прежних годах»; к 2004 росписи забелены). Фрески имели, по мнению Тихонравова, сходство с росписями собора владимирского Княгинина мон-ря и работами прп. Андрея Рублёва в Успенском соборе. Вост. ворота мон-ря были заложены после выноса мощей св. Александра Невского. Каменная арка этих ворот также была украшена росписью: изображением Богородицы «Знамение» с предстоящими справа Киевским митр. св. Максимом, св. князьями Андреем Юрьевичем и Глебом Андреевичем, слева - св. Александром Невским, вел. кн. Георгием Всеволодовичем и мч. Авраамием Болгарским. К 1763 г. вся ограда была каменной, с 4 воротами и 4 угловыми башнями.
В 1748 г. в зап. части мон-ря построили здание архиерейского дома, впосл. неоднократно перестраивавшееся. С 1763 г. при архиерейских палатах существовала пристроенная к каменному зданию деревянная крестовая Благовещенская ц., очевидно упраздненная после переезда архиерея в Суздаль. В 1828 г. в сев. части нижнего этажа была устроена крестовая Троицкая ц., не действовавшая уже в 1850 г. Еп. Иустин (Михайлов) освятил домовую ц. во имя св. Александра Невского, впосл. также упраздненную. В архиерейском доме была освящена ц. в честь Всех святых, сохранившаяся до наст. времени.
В. Р. м. и архиерейскому дому принадлежали постройки и владения за пределами мон-ря, в частности на территории Владимирского кремля (осадный двор, слободы и «старый» конюшенный двор с постройками, известные с XVII в., к сер. XIX в. в одном из домов размещалась семинарская больница), гостиница за Ивановскими воротами Владимира (известна с 1701). В 1763 г. близ кафедрального Успенского собора находился летний архиерейский дом с крестовой ц. во имя свт. Алексия Московского, упраздненный в 1789 г. Загородный архиерейский дом во 2-й пол. XVIII - сер. XIX в. находился в с. Добром. Подворье В. Р. м. в Москве, на Воскресенской ул., в Китай-городе, упоминается во вкладной книге 1690 г. Позднее архиерейскому дому принадлежали в Москве 2 квартала на Рождественской и Софийской улицах.
В июле 1918 г. помещения В. Р. м. частично были заняты войсками внутренней охраны ГубЧК, в авг. Владимирский архиерей вместе со служащими архиерейского дома был выселен в странноприимный дом при Успенском соборе. В окт. 1918 г. власти закрыли крестовую ц., в к-рой разместился танцевальный зал. 20 июля 1920 г. между группой верующих во главе с наместником В. Р. м. архим. священноисп. Афанасием (Сахаровым) и органами местной власти было подписано соглашение о передаче общине безвозмездно в пользование Рождество-Богородицкого собора, Всехсвятской ц., колокольни и 2 часовен (близ св. ворот мон-ря и на Борисоглебской ул. Владимира). Однако 15 июля 1920 г. губ. исполком постановил передать все здания мон-ря в ведение ВОХР ГубЧК, к авг. того же года постановление было исполнено.
В 1922 г. весь мон-рь был занят ОГПУ. В 1924 г. губ. отдел народного образования предлагал снести Рождество-Богородицкий собор, кирпич использовать для постройки школы в с. Спасском Владимирского у. Вызванный исполкомом архит. П. Д. Барановский не допустил сноса храма, сев. ограды и башни (ученый оценивал перестройку собора в XIX в. как «одну из первых научных реставраций памятников архитектуры в России»). Собор и колокольня были разобраны по инициативе начальника Владимирского губотдела ОГПУ, несмотря на протесты специалиста Главнауки Н. Левинсона, в июне - июле 1930 г. В 30-70-х гг. территория и все здания мон-ря принадлежали ОГПУ, НКВД и КГБ, лишь в бывш. крестовой ц. в 1967-1984 гг. размещались на нижнем этаже б-ка Владимирского музея и городской шахматный клуб, на верхнем этаже - спортивный зал.
21 сент. 1991 г., в праздник Рождества Пресв. Богородицы и в связи с 800-летием В. Р. м., был совершен крестный ход во главе с Владимирским еп. Евлогием (Смирновым) из Успенского собора в обитель. На месте уничтоженного собора был освящен памятный крест. 21 сент. следующего года в обители возобновилось богослужение. Первым наместником мон-ря стал архим. Иустиниан (Саган), с 17 июля 2001 г. наместником обители является архим. Нил (Сычёв). В 1993 г., после передачи Церкви всего комплекса В. Р. м., еп. Евлогий распорядился «сосредоточить при монастыре епархиальное управление с архиерейским домом, учебную деятельность и общественно-церковную жизнь». 30 окт. 1993 г., в день памяти жертв политических репрессий, в саду В. Р. м. был открыт памятный поминальный белокаменный крест, а на монастырской стене - мемориальная доска в память о расстрелянных на территории обители в 30-40-х гг. XX в. К 2004 г. в келейных корпусах В. Р. м. располагаются епархиальное управление, Владимирская Свято-Феофановская ДС.
С окт. 1992 г. богослужения во В. Р. м. совершались на переносном престоле, затем был отремонтирован и в 1994 г. освящен храм Рождества Христова. В сент. 1995 г. посетивший В. Р. м. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень собора в честь Рождества Пресв. Богородицы. Восстановлению храма предшествовали археологические раскопки, проведенные в 1995-1999 гг., во время к-рых было найдено большое количество деталей собора XII в., полностью раскрыт и обмерен фундамент. В 1999 г. начались работы по строительству нового собора, являющегося храмом-памятником, работы велись епархиальным управлением совместно с администрацией Владимирской обл. 21 авг. 2004 г. освящение собора совершили Калужский митр. Климент (Капалин) и Владимирский архиеп. Евлогий.
29 окт. 2000 г. крестным ходом из Князь-Владимирского кладбищенского храма во В. Р. м. были перенесены мощи священноисп. Афанасия (Сахарова). В мон-ре хранятся также частицы мощей св. Александра Невского, прп. Алексия (Соловьёва) и прот. священноисп. Петра Чельцова.
Совместно с Владимирским обл. фондом культуры, Владимирским отд-нием Русского Географического об-ва, В. Р. м. осуществляет просветительские программы. В 1997 г. обитель возобновила издательскую деятельность, в 2000 г. вышел в свет составленный во В. Р. м. Патерик с жизнеописаниями святых, связанных с обителью. К нач. 2005 г. во В. Р. м. жили ок. 15 насельников.